Основные направления работы гимназии
I. Здоровьесберегающая
Здоровьесберегающие технологии в гимназии.
Проблемы взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни - это темы, которые изучают в нашей гимназии. Всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние на только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на классных часах, пресс-конференциях, круглых столах.
II. Личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие
Личностно-ориентированное обучение – это обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Такое обучение ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, опыт обобщения и пр.), т.е. опыт жизнедеятельности. Основная цель личностно - ориентированного обучения – обогатить субъектный опыт учащихся средствами учебного предмета.
Эта цель может быть конкретизирована следующим образом. Необходимо обогатить опыт учащихся, связанный:
- с достижением ими определенного учебного результата;
- с постижением знаний (такой опыт является гуманитарной составляющей учебного предмета);
- с организацией процесса обучения (опыт целеполагания, планирования, контроля и др.);
- с организацией процесса самообучения;
- с рефлексией.
III. Духовно — нравственное воспитание
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской образовательной школе, - это высоконравственный, инициативный, самостоятельный, компетентный гражданин России с четко выраженной позитивной гражданской позицией.
Ориентируясь на этот воспитательный идеал, наше образовательное учреждение определяет цельдуховно-нравственного развития и воспитания школьников. В качестве такой цели, мы видим личностный рост каждого школьника, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношенийи в накоплении им опыта социально значимого действия.
Поэтому важно формировать в ребенке важные социально значимые отношения, и, прежде всего, позитивные отношения к базовым общественным ценностям:
- патриотизму;
- гражданственности;
- семье;
- толерантности;
- труду и творчеству;
- православию;
- искусству и литературе;
- экологии.
IV. Гражданско-патриотическое воспитание
Гражданское образование в гимназии включает в себя три ступени:
• На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
• Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
• На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Педагогические технологии, используемые в учебном процессе:
- технология проблемного обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;
- технология индивидуального обучения;
- проектная деятельность.
Направления воспитательного процесса:
- гражданско - патриотическое воспитание;
- нравственное воспитание;
- правовое воспитание;
- эстетическое воспитание (кружки, секции);
- экологическое.
Формы, методы и средства воспитательной деятельности
В воспитательной системе гимназии используются три уровня общешкольных форм организации воспитательной деятельности:
Первый уровень - массовые мероприятия. В качестве традиционных предлагается организация следующих мероприятий:
- 1 сентября - «День знаний».
- День самоуправления.
- День памяти А.С. Пушкина.
- Посвящение в гимназисты.
- Праздник «Золотая осень».
- День матери.
- Предметные недели.
- Новогодние праздники.
- Паломнические поездки по святым местам.
- Неделя здоровья.
- Мероприятия ко Дню Победы.
- Последний звонок, выпускные вечера
Второй уровень - групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива класса, работа кружков и секций по интересам.
Третий уровень - индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах:
- индивидуальное консультирование преподавателями учащихся по вопросам организации учебно-познавательной школьной деятельности в рамках учебного курса;
- разработка индивидуализированных программ развития школьников;
- работа в составе небольших временных инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов ( научных, педагогических, в сфере искусства и т. п.).